Мошенники звонят от лица сотрудников МФЦ, «Госуслуг», операторов связи, государственных органов. Предлог может быть любым: продлить срок действия сим-карты, уплатить штраф, уточнить данные для ФНС, обновить паспортные данные, отменить заявку на кредит, пройти медицинское обследование по ОМС и т.д. Вам даже могут отправлять в мессенджеры поддельные документы.
Не доверяйте незнакомым людям на другом конце провода. Мошенники могут общаться вежливо и представляться кем угодно, однако их главная задача — обмануть вас и выманить ваши данные. Не передавайте третьим лицам коды из СМС, пароли, номер телефона, СНИЛС, данные паспорта или любую другую информацию.
Если вас просят назвать личные данные и продиктовать номер из СМС, кладите трубку! Вы можете перезвонить на горячую линию той организации, откуда якобы поступил звонок. Например, если вам внезапно позвонил «сотрудник МФЦ», лучше сами наберите наш бесплатный номер 122 для уточнения информации. Помните, что сотрудники МФЦ и «Госуслуг» никогда не звонят без ваших просьб об этом.
Еще один сценарий — мошенники рассылают СМС и письма с вредоносными ссылками.
Не переходите по неизвестным ссылкам в СМС. Частая схема: злоумышленники отправляют сообщение якобы от оператора вашей связи и сообщают, что закончился срок действия вашей сим-карты. Чтобы не попасться на уловки мошенников, нужно запомнить – у сим-карт нет срока действия, по условиям договоров с мобильными операторами они бессрочные.
Также вам может прийти на е-mail письмо, оформленное в стиле «Госуслуг». В рассылке могут обещать деньги: пособие, компенсацию, льготный кредит. Или же там может быть просьба проголосовать за свой дом, чтобы в нем быстрее сделали капитальный ремонт. Обращайте внимание на адрес отправителя! Настоящие письма от портала приходят только с почты no‑reply@gosuslugi.ru.
Не отключайте бдительность! Если вашу учетную запись на «Госуслугах» всё же взломали, обращайтесь в поддержку по номеру: 8-800-100-70-10.